Нашествие

Нашествие.  1941 год. Начало войны. Немецкие войска входят (вползают змеиной) колонной на территорию Киево-Печерской Лавры. Взорван Успенский собор –  памятник архитектуры 11 века. Грозовые тучи нависли над древним русским городом. Фашистские захватчики наступают. Но русские святые на полуразрушенном храме всё ещё стоят. И мы верим, что наши солдаты вернуться.  И победа будет за нами.  

Одно громоносное слово
Рокочет от Реймса до Львова;
Зазубренны, дряхлы и ржавы
Колеблются замки Варшавы.
Как робот, как рок неуклонны,
Колонны, колонны, колонны
Ширяют, послушны зароку,
К востоку, к востоку, к востоку.

С полярных высот скандинавов
До тысячелетнего Нила
Уже прогремела их слава,
Уже прошумела их сила.
В Валгалле венцы уготовив,
Лишь Один могилы героев
Найдет в этих гноищах тленных
В Карпатах, Вогезах, Арденнах.

За городом город покорный
Облегся в дымящийся траур,
И трещины – молнией черной –
Прорезался дрогнувший Тауер.
Усилья удвоит, утроит,
Но сердца уже не укроет
Бронею морей и туманов
Владычица всех океанов.

Но странным и чуждым простором
Ложаться поля снеговые,
И смотрят загадочным взором
И Ангел и демон России.
И движутся легионеры
В пучину без края и меры,
В поля, неоглядные оку —  
К востоку, к востоку, к востоку.

Шквал  (Даниил Андреев, 1941 г.)

 

Парад 1941 г

Парад 1941 г.  Несмотря на все трудности первых месяцев войны, несмотря на то, что враг был уже недалеко от Москвы, в ставке Верховного главнокомандующего было принято решение провести военный парад на Красной площади нашей столицы в честь годовщины Великой октябрьской социалистической революции 7 ноября. Художник передал именно тот момент, когда наши солдаты и ополченцы, вдохновляемые подвигом Минина и Пожарского, проходят под военные марши мимо мавзолея и отсюда отправляются прямо на фронт, линия которого проходит уже вплотную к городу. И многие из них погибнут.

Это событие сыграло огромную роль в укреплении морального духа армии, всего нашего народа и имело важное международное значение, придало уверенности нашим союзникам в неизбежном разгроме немецко-фашистских захватчиков. (Решение вопросов поставок по лендлизу, по ускорению открытия второго фронта, решение Японии отказаться от нападения на Советский Союз с востока).

 

Маршал Жуков

         

Маршал Жуков.   Для Константина Васильева всегда была важной тема борьбы, духа героизма и трагедии героя. Художник относился к жизни ответственно и возвышенно и стремился передать это через свои картины. Портрет героя нашей страны -маршала Г.К. Жукова — это символическая работа К.Васильева, передающая нам чувства глубокого патриотизма и любви к Родине. Парадный портрет  Г.К. Жукова в полный рост был написан художником в 1974 г и по композиции и по своим размерам занимает центральное место в военном цикле его картин. Жуков предстает перед зрителем на фоне горящего Берлина в торжественной позе, в парадном мундире, со всеми своими орденами и медалями. Над его головой в небе можно увидеть колонны наших героев-солдат как бы уходящих в вечность.

Портрет маршала Жукова   В ленинградском Эрмитаже есть длинная зала, в которой находятся портреты героев Отечественной войны 1812 года, написанные английским художником Доу: Михаила Кутузова, Барклая де Толли, Дениса Давыдова и многих других. Ещё в детстве К.Васильев не раз бывал в Эрмитаже, и возможно уже тогда у него появилась замечательная идея создать галерею военных героев Великой Отечественной войны 1941 –1945 годов. К сожалению, этой галерее не суждено было появиться на свет, и после смерти художника остались лишь карандашные наброски портретов маршалов Ивана Конева и Константина Рокоссовского. Но портрет маршала Жукова он все же успел написать. И даже два. Один из них теперь находится в Москве, в Малом манеже, а другой – в Казанской картинной галерее К.Васильева.

Константин Васильев всегда был проницательным и исторически точным художником. По книгам и музейным экспонатам он изучал историю Великой Отечественной войны, в том числе жизнь и подвиги Г.К.Жукова. А прежде чем написать его ордена, он изучал их историю и даже купил на киностудии копии этих наград.

К.Васильев планировал написать еще один портрет Жукова, с натуры. Он собирался ехать на подмосковную дачу к Георгию Константиновичу, но когда собрался, маршал уже умер.

 Для Константина Васильева всегда была важна тема борьбы,  дух героизма и трагедии. Он очень серьезно и возвышенно относился к жизни и стремился передать это отношение через свои картины. Портрет героя нашей страны — маршала Г.Жукова – это  символическая работа К.Васильева, я передающая нам чувства глубокого патриотизма и любви к Родине, которые были присущи художнику.

 

Прощание славянки


Прощание славянки.  Константин Васильев любил военные марши, особенно русские за их возвышенную печаль. Картина была написана по военному маршу, созданному В.И. Агапкиным в 1912 г. в связи с началом Первой Балканской войны. Марш был написан для духового оркестра, без слов. Все тексты, например, В. Лазарева, А Федотова,  появились позднее. Мелодии марша присуща необыкновенная напевность и грусть, символизирующие проводы наших воинов на войну, в частности 7 ноября 1941 г на параде войск, оборонявших Москву, на котором автор марша В. Агапкин дирижировал сводным оркестром.

«Вернитесь, вернитесь, вернитесь!»
Усталые  жены кричат.
Уходит за витязем витязь — никто не вернется назад.
Уходит за воином воин,
За ратью — все новая рать. Ряд движется — грозен и строен.
Чтоб скоро безжизненным стать.

 

Тоска по Родине

Тоска по Родине.   Центральное место в военном цикле занимает триптих: парадный портрет маршала  Г.К. Жукова и две работы на темы военных маршей. Тем самым художник не только живописными, но и музыкальными образами подчеркивает героический подвиг наших воинов.

История создания марша «Тоска по Родине» связана с событиями Русско-Японской войны 1904 г., но на картине К. Васильева мы видим время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Полк уходит на битву, в огонь, устремляясь к победе как единое целое, и, только один солдат обернулся, бросив прощальный взгляд на родные места. В его взгляде отражаются мысли и чувства многих солдат.

 

Сталинград

Сталинград    Из воспоминаний офицера-разведчика 6-й армии Паулюса:

«Мы вынуждены были начать отход по всему фронту… Однако отход превратился в бегство… Кое-где вспыхнула паника… Путь наш был устлан трупами, которые метель, словно из сострадания, вскоре заносила снегом… Мы уже отступали без приказа… Наперегонки со смертью, которая без труда догоняла нас, пачками вырывая из рядов свои жертвы, армия стягивалась на все более узком пятачке преисподней».

По воспоминаниям маршала Г.К.Жукова: «Битва в районе Сталинграда была исключительно ожесточенной. Ее можно сравнить лишь с битвой за Москву. Срыв всех гитлеровских стратегических планов 1942 года явился следствием недооценки сил и возможностей Советского государства, могущественных потенциальных и духовных сил народа и переоценки со стороны гитлеровцев своих сил и боеспособности войск».

«Поражение под Сталинградом, — пишет немецкий генерал Вестфаль, — повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск».

 

Над Берлином

Над Берлином.   Приближается конец войны. Наши самолеты теперь уже безраздельно властвуют над небом Берлина. Авиация Геринга подавлена и деморализована. Нашим лётчикам, как и всем родам войск, поставлена задача «добить зверя в собственной берлоге».

На картине — штурмовая авиация, самая грозная для врага, приводящая их в панику неожиданным появлением, мощью и скоростью удара.

 

Унтер ден Линден в огне

 Унтер ден Линден в огне.   Одной из самых героических и малоизвестных страниц из истории Великой Отечественной войны была неожиданная для немцев и длительная бомбежка Берлина в самом начале войны, когда гитлеровцам казалось, что их успешное наступление на Восток обеспечивает им быструю победу и собственную неуязвимость. Тем более, что дальность наших самолетов того времени не позволяла достичь Берлина с территории СССР, отбомбиться и вернуться назад.

Но надо было нанести ответный удар. И вскоре был найден достаточно близкий к Германии остров на Балтийском море для дозаправки самолетов топливом и бомбами. Отсюда и совершались неожиданные налеты наших бомбардировщиков на  Берлин, в том числе на одну из главных улиц города — Унтер ден Линден, изображённой на картине.

 С 8 августа по 4 сентября 1941 г. нашими бомбардировщиками было совершено около 90 самолёто-вылетов. Эта была первая победа нашей авиации в этой страшной войне. Многие летчики не вернулись на свои аэродромы…  Но свою задачу возмездия они выполнили.