Творческая биография художника Константина Васильева

18 августа 1942 года в город Майкоп Краснодарского края вошли немецко-фашистские захватчики, а через две недели  3 сентября 1942 года в оккупированном немцами городе родился мальчик. Его отец, Алексей Алексеевич перед этим ушёл в партизаны, а когда через полгода немцев выбили из Майкопа, отец вернулся и назвал сына Константином. Это был будущий художник Константин Васильев.

Поскольку город Майкоп после бомбёжек был в руинах, семья Васильевых переехала в Казань, а затем и в посёлок Васильево под Казанью, где Константин Васильев прожил всю свою жизнь, кроме годов учёбы в Москве и Казани.

1952–1958 годы. Период раннего творчества Васильева. Уже в детских работах Кости можно увидеть творческий потенциал будущего художника. Пейзажные мотивы, интересовавшие в то время мальчика, найдут своё продолжение в позднем творчестве Васильева. Рисунки отца, матери, кошки, собаки, птиц – всё давалось ему легко и радостно. Родители послали рисунки Кости в Москву и его сразу приняли в Московскую художественную школу при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР.

1953- 1957 годы. Учёба в Московской художественной школе, которая находилась в Лаврушенском переулке, напротив Третьяковской галереи. В пятнадцать лет Константина захватывает искусство эпохи Возрождения и он пишет свой первый карандашный автопортрет в стиле Дюрера. Детский период Васильева проходил от рисования акварелью и карандашом до небольших масляных картин: натюрмортов и этюдов, посвящённых живой и мёртвой природе.

Но тут наступила послесталинская оттепель, в результате чего открылся доступ к западному модернистскому искусству, которое увлекло нашего юного художника. Это испугало учителей московской школы и 15-летнему Константину пришлось покинуть Москву и вернуться в Казань.

1957-1961 годы. Учёба в Казанском художественном училище на педагогическом и, затем, на театрально-декорационном отделении. По окончании – диплом с отличием за декорации к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского «Снегурочка». Но параллельно с обязательным тогда в училище рисованием в стиле социалистического реализма, Константин втайне от своих педагогов дома рисует сюрреалистические и абстрактные картины, в основном на больших листах бумаги и ватмане цветными карандашами, гуашью и цветной тушью. Так начинается длительный и плодотворный период формалистических экспериментов в творчестве К. Васильева.

                       

1961–1965 годы. Не имея перед глазами никаких образцов западного модернистского искусства (они фактически были ещё под запретом, хотя и критиковались в газетах) Васильев в необычном, придуманном им самим стиле, создаёт «Серую композицию № 1» (по Достоевскому) и «Квартет» (по Шостаковичу), в которых можно увидеть попытку передачи тревожного состояния внутреннего мира художника.

В 1961 году внезапно умирает его отец Алексей Алексеевич. Потеря близкого человека становится для Васильева трагедией; боль утраты, одиночество, воля судьбы — вот основные темы  его формалистических картин того времени.

Затем в творчестве Константина Васильева ясно обозначился не менее трагический «розово-голубой» сюрреалистический период. Кроме одной масляной картины «Слёзы», свои работы он рисовал в основном двухцветным сине-красным и простым карандашом на листах ватмана большого размера, часто на обороте чертежей своих друзей, учащихся авиационного института или на обороте карты Советского Союза (бумага, кисти, краски – всего этого не хватало, и негде было взять). Яркие произведения этого периода: «Струна», «Колизей», «Аргонавты», «Атомный взрыв», «Лунная лошадь», «Искушение Святого Антония», «Голгофа». Лейтмотив этих картин — философские рассуждения о смысле жизни и смерти, о смысле творчества, о неизбежной гибели прекрасного. 

В это же время художник слушает много классической и современной серьёзной музыки и создаёт в необычном для того времени стиле серию графических портретов известных композиторов, а также писателей Достоевского, Пушкина, художника Пикассо, режиссёра Рома, актёра Михоэлса, пианиста Рубинштейна и некоторых политиков. Особенностью этих работ стала удачная передача не просто внешнего сходства, но и характера личности и творчества портретируемых.

В 1965 году Васильев знакомиться с приехавшим в Казань Д. Д. Шостаковичем, пишет его графический портрет и дарит ему. Портрет поразил композитора глубоким проникновением в сущность его творчества. Позже он просил передать художнику благодарность письмом в Союз композиторов Татарии.

В те же годы создаётся серия рисунков, посвящённых любимой девушке Люде Чугуновой. Эти цветные и чёрно-белые карандашные работы — творческий эксперимент Васильева опять же в новом своеобразном художественном стиле. Черпая вдохновение в красоте возлюбленной, Константин создаёт её разнообразные элегантные портреты и сюжетные рисунки: «Музыка ресниц», «Грусть королевы», «Свидание», «Скрипка губ», «Танец» и др. Были рисунки и других девушек.

В 1962 году Васильев увлекается творчеством Б. Пастернака. Большой интерес к лирической поэзии в этот период связан, конечно, с влюблённостью художника. Константин специально переписывает понравившиеся ему стихи Пастернака, делает к стихам свои иллюстрации и дарит любимой.

И под конец своего формалистического периода К. Васильев увлёкся абстрактным экспрессионизмом. Его любимыми художниками этого направления были тогда американцы Джексон Поллок и Роберт Мотервелл. В манере последнего Константин и создал 25 абстрактных картин, но большинство потом уничтожил. Оставшиеся 6 картин можно увидеть в Казанской картинной галерее К. Васильева. 3 картины он потом повторил в масле.

Обращаясь к глубинам подсознания и пытаясь выразить свои потаённые чувства, Константин Васильев рисует плавными, но быстрыми интуитивными движениями кисти с тушью или гуашью, пытаясь поймать какую-то небывалую форму, найти неведомую линию, выразить своё внутреннее состояние, настрой. Это был «чёрно-белый» период в творчестве Константина Васильева.

 1964 год. Короткий творческий этап, который можно условно назвать «христианским периодом». В это время Васильев, размышляя о христианской вере, создал несколько работ в реалистической и близкой к сюрреалистической манерах: «Адам и Ева», «Распятие», «Андрей Первозванный», а также скопировал картину Джотто «Поцелуй Иуды» и икону Владимирской Богоматери XII века. Большую часть этих картин он уничтожил, так как не почувствовал в себе дара истинного иконописца, а работать без души не хотел.

          

Конец 1964 — середина 1966 года. Время творческого кризиса художника. Перепробовав множество стилей и методов, Васильев понял, что так и не смог приблизиться к истине и найти свой путь в искусстве. Поэтому на время он отказался от рисования и живописи. Стал пробовать себя в другом: делал абстрактные скульптуры, сочинял конкретную музыку на магнитофоне. Но и эти занятия не приносили ему удовлетворения. Тогда он стал перечитывать классическую русскую литературу, слушать русскую народную и классическую музыку, ещё раз прошёл всю историю русской живописи и, наконец, понял величие созданной до него русской культуры по сравнению с тем современным западным формотворчеством, которым он сам столько времени занимался. Это было преображение души и, в то же время, возвращение к истокам.

 1966-1969 годы. Рождение нового творческого метода Васильева, который условно можно назвать символическим реализмом. Первыми работами в этом направлении становятся «Волга» и «Озеро», затем  «Дуб», сначала небольшого размера, а потом, когда пришло осознание, что наконец-то он  нашёл своё – большие, настоящие, насколько хватит холста, картины. Художник выходит из заточения в своём внутреннем мире, из своего одиночества и обращает свой взор на природу, на других людей, на прекрасный и яростный мир.

И с этих пор основной темой картин Васильева становится гармония человека и природной стихии, красота души отдельных людей, величие подвига героев, но часто и их трагическая судьба.

Жемчужиной этого периода можно считать большое полотно «Северный орёл» (1969), которое позже стало центральной картиной триптиха «Северная Русь» с «Волгой» и «Озером» по краям. В это же время написаны «Портрет сестры Людмилы» и «Портрет лейтенанта Пронина», друга художника.

1967–1974 годы. Васильев углублённо интересуется историей. В этот «былинно-исторический период» своего творчества Васильев обращается также к мифам и былинам русского народа, слушает уникальные записи распевов былин сказителями русского севера и создаёт такие работы, как «Дунай Иванович», «Настасья Микулишна», «Сварог» и ещё 20 картин маслом и гуашью на темы русских былин.

В эти же годы К. Васильев увлекается мифологией северных народов: скандинавскими, исландскими сагами, северогерманскими мифами, музыкой Р. Вагнера и философией Ф. Ницше. Под впечатлением музыки и текста тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» Константин Алексеевич пишет картины «Полёт Валькирии», «Гибель Викинга», «Вотан», «Валькирия» и другие живописные и графические работы на эту тему. Также в 1968 году Константин работает над своим вторым автопортретом, на фоне Марса (первый был карандашный автопортрет в 15 лет), на котором символически изображает себя борцом за право иметь своё мнение и писать картины так, как подсказывает ему душа, а не критики от искусства, обвиняющие его то в одном, то в другом.

С 1968 года начался также период чисто реалистических пейзажей, таких как «Дуб», «Сумерки», «Облако», «Лесная чаща», «Река Илеть», «Осень», «Лесная готика» и другие. Природа вдохновляет художника как самостоятельный прекрасный мир, как вечная стихия, сопровождающая человека и поднимающая его дух своей жизнеутверждающей красотой и способностью к самовозрождению. Одновременно продолжают создаваться и философские пейзажи с участием человека: «Свияжск», «Лебеди», «Север», «Русалка». Своими реалистическими картинами К. Васильев ещё раз показывает, что реализм как стиль неисчерпаем, что настоящий художник каждый раз находит новое дыхание реализма. И многочисленные посетители выставок К. Васильева подтверждают нужность таких картин для просветления души.

1970 год. Васильев пишет свой третий автопортрет, в строгом костюме с  галстуком. Такой образ отчасти соответствовал его внутреннему состоянию, хотя в жизни ему редко приходилось быть «при параде».

 1972–1976 годы. Константин Васильев был патриотом своей Родины, и он не мог не коснуться в своём творчестве темы Великой Отечественной войны, на которой воевал его отец и которую он лично пережил, хоть и в младенческом возрасте. Художник пишет целую серию военных картин: «Нашествие», «Парад 41-го года», «Прощание Славянки», «Тоска по Родине», «Маршал Жуков» и другие. Достаточно только взглянуть на эти картины, чтобы сразу почувствовать весь драматизм событий военных лет на каждой из этих картин и величие подвига нашего народа. Как нестандартно и глубоко художник это показал.

В те же годы К. Васильев пишет и картины на героические темы из русской истории: «Князь Игорь», «Ярославна», «Евпраксия с сыном», а также делает серию женских образов: «Портрет Т. Силкиной», «Портрет С.Тарасовой», «Портрет Л. Асеевой», «Портрет Л. Гавриловой», одних по заказу, других по вдохновению.

1975 год. «Астрономический» период в творчестве Константина Васильева. Проработав некоторое время в обсерватории казанского университета, художник написал несколько картин по мотивам старинного астрологического атласа Яна Гевелия: «Созвездие», «Звёздное небо», «Над костром», «Обсерватория» и, возможно, портреты астрономов.

1975–1976 годы. Васильев всё больше обращается к личности человека и пишет «духовные картины и портреты»: «Ожидание» – 4 варианта картины, «Достоевский» 2 варианта, «Жница», свой последний автопортрет. Здесь впервые на картинах появляется свеча или светоч (термин Васильева) — символ горения души, горения не яркого, но долгого и устойчивого, ведущего человека по жизни.

Последний период творчества Константина Алексеевича Васильева можно назвать символическим реализмом (хотя были написаны и чисто реалистические картины). В нём художник реализует различные аспекты мифа «северного символиста», как Васильева однажды назвали. Картины «У колодца» – 4 варианта картины (2 варианта на фоне ворот, варианты у окна и с часовней), «Рождение Дуная» (последний вариант), «Над Волгой» (Свияжск 2»), «Сокол» («Горят пожары»), «Отечество», «Человек с филином», «Битва» и четвёртый, последний автопортрет, где художник предстаёт как всевидящий и всё понимающий пророк. А на последней картине «Человек с филином» показан грядущий человек (может быть сверхчеловек), который обладает светочем правды, и с этим огнём человек-спаситель приведёт нас к светлому будущему. Но сам художник не доживёт до этого времени. Он сгорит, как сгорает внизу картины небольшой дубок с именем «Константин Великоросс» (псевдоним художника).

29 октября 1976 года. Дата трагической гибели Константина Васильева. Он и его товарищ были сбиты поездом недалеко от Казани на станции «Лагерная».